Задание 139.

Прочитайте отрывок из стихотворения И. Мазнина «Походили, поболтали».
Походили, поболтали,
Посидели, помолчали,
Оглянулись – утра нет,
Говорят: «Уже обед!..»
Пообедали
И встали,
Повстречались,
Побежали,
Погонялись за котом,
Посмеялись,
А потом –
Распрощаться не успели,
Как уже лежим в постели.
- О ком это стихотворение? Почему автор использовал так много глаголов?
- Объясните написание выделенных орфограмм. Выпишите из стихотворения глаголы.
Пояснение:
Глагол – это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопрос «что делает? что сделает? что делают? что делали?».
Чтобы правильно написать безударную гласную в корне слова, необходимо подобрать проверочное слово так, чтобы на эту гласную падало ударение.
Существуют словарные слова, написание которых необходимо запомнить.
Чтобы правильно написать парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова или перед другим парным согласным звуком, надо изменить слово или подобрать однокоренное (родственное) слово так, чтобы парный согласный звук в корне оказался перед гласным звуком или непарным звонким звуком [н].
Буквосочетания ЧА– ЩА пишутся с А.
Ответ:
Это стихотворение о детях. Автор использовал так много глаголов, потому что хотел подчеркнуть, что дети всегда совершают много действий, а глаголы всегда обозначают действие. Большое количество глаголов показывает, как быстро проходит время.
Походи́ли – орфограмма — проверяемая безударная гласная в корне слова. Чтобы правильно написать безударную гласную в корне слова, необходимо подобрать проверочное слово так, чтобы на эту гласную падало ударение. Проверочное слово – похо́д.
Поболтали–словарное слово, написание которого необходимо запомнить.
Посиде́ли — орфограмма — проверяемая безударная гласная в корне слова. Чтобы правильно написать безударную гласную в корне слова, необходимо подобрать проверочное слово так, чтобы на эту гласную падало ударение. Проверочное слово – си́дя.
Помолча́ли -орфограмма — проверяемая безударная гласная в корне слова. Чтобы правильно написать безударную гласную в корне слова, необходимо подобрать проверочное слово так, чтобы на эту гласную падало ударение. Проверочное слово – мо́лча.
Огляну́лись- орфограмма — проверяемая безударная гласная в корне слова. Чтобы правильно написать безударную гласную в корне слова, необходимо подобрать проверочное слово так, чтобы на эту гласную падало ударение. Проверочное слово – взгля́д.
Обед – орфограмма –проверяемый парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова. Чтобы правильно написать парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова, надо изменить слово или подобрать однокоренное (родственное) слово так, чтобы парный согласный звук в корне оказался перед гласным звуком или непарным звонким звуком [н]. Проверочное слово – обеды.
Пообедали – словарное слово, написание которого необходимо запомнить.
Повстречались — орфограмма — Буквосочетания ЧА– ЩА пишутся с А.
Побежа́ли — орфограмма — проверяемая безударная гласная в корне слова. Чтобы правильно написать безударную гласную в корне слова, необходимо подобрать проверочное слово так, чтобы на эту гласную падало ударение. Проверочное слово – бег.
Погоня́лись — орфограмма — проверяемая безударная гласная в корне слова. Чтобы правильно написать безударную гласную в корне слова, необходимо подобрать проверочное слово так, чтобы на эту гласную падало ударение. Проверочное слово – го́нка.
Посмея́лись- орфограмма — проверяемая безударная гласная в корне слова. Чтобы правильно написать безударную гласную в корне слова, необходимо подобрать проверочное слово так, чтобы на эту гласную падало ударение. Проверочное слово – смех.
Распрощаться — орфограмма — буквосочетания ЧА– ЩА пишутся с А.
Лежим – орфограмма — буквосочетания ЖИ– ШИ всегда пишутся с буквой И. Орфограмма — проверяемая безударная гласная в корне слова. Чтобы правильно написать безударную гласную в корне слова, необходимо подобрать проверочное слово так, чтобы на эту гласную падало ударение. Проверочное слово – лёжа.
Глаголы из стихотворения: походили, поболтали, посидели, помолчали, оглянулись, говорят, пообедали, встали, повстречались, побежали, погонялись, посмеялись, распрощаться, не успели, лежим.
Задание 140.

Прочитайте. Из каких сказок эти слова?
петушок солдат лиса лиса
курочка сварил журавль заяц
зёрнышко топор угощать петух
подавился каша тарелка выгнала
- Спишите любую группу слов. Над словами обозначьте, какой частью речи они являются.
- Вспомните содержание любой из этих сказок. Запишите 1-2 предложения, используя данные слова.
Пояснение:
Имя существительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что? Вопрос к существительному может быть «Кто?», если оно одушевленное, или «Что?», если неодушевленное.
Глагол – это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопрос «что делает? что сделает? что делают? что делали?».
Ответ:
Слова первой группы из сказки «Петушок и бобовое зёрнышко». Слова второй группы из сказки «Каша из топора». Слова третьей группы из сказки «Лиса и журавль». Слова из четвёртой группы из сказки «Заячья избушка».
сущ. сущ. гл. сущ.
лиса, журавль, угощать, тарелка.
Лиса угощала журавля. Она положила в тарелку кашу.