Задание 108.

Прочитайте загадки. Объясните отгадки к ним. Спишите.
- Не птичка, а с крыльями. (Бабочка)
- Не книжка, а с листьями. (Капуста)
- С хвостом, а не зверь, с перьями, а не птица. (Рыба)
- Подчеркните в словах изученные орфограммы.
- Определите, в каком числе употреблены имена существительные.
Пояснение:
Буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч всегда пишутся без мягкого знака.
В качестве разделительного мягкий знак используется на письме для разделения согласной буквы и букв Е, Ё, Ю, Я, И.
Чтобы правильно написать парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова или перед другим парным согласным звуком, надо изменить слово или подобрать однокоренное (родственное) слово так, чтобы парный согласный звук в корне оказался перед гласным звуком или непарным звонким звуком [н].
Мягкий знак как показатель мягкости согласного — мягкий знак в конце слова и в середине слова между двумя согласными, показывает, что стоящий перед ним согласный звук, произносится мягко.
Существуют словарные слова, написание которых необходимо запомнить.
Чтобы правильно написать безударную гласную в корне слова, необходимо подобрать проверочное слово так, чтобы на эту гласную падало ударение.
Имя существительное в единственном числе обозначает один предмет, во множественном числе – два и более предмета. Имена существительные изменяются по числам, при этом меняется их форма, то есть изменяется окончание.
Ответ:
(ед.ч) (мн. ч.) (ед.ч)
- Не птичка, а с крыльями. (Бабочка).
(ед.ч) (мн. ч.) (ед.ч)
- Не книжка, а с листьями. (Капуста).
(ед.ч) (ед.ч) (мн. ч.) (ед.ч) (ед.ч)
- С хвостом, а не зверь, с перьями, а не птица. (Рыба).
Объяснение: 1. Бабочка не является птицей, а относится к насекомым, но у неё есть крылья, как у птички, и она может летать.
- У капусты, как и у книжки, есть листья.
- У рыбы, как и у зверей, есть хвост, а также рыба покрыта чешуёй, как птица перьями.
Из изученных орфограмм в загадках есть следующие:
— Птичка, бабочка – орфограмма буквосочетание чк всегда пишется без мягкого знака.
— Крыльями, листьями, перьями–орфограмма разделительный мягкий знак, используется на письме для разделения согласной буквы и букв Е, Ё, Ю, Я, И.
— Книжка – орфограмма проверяемый парный по глухости-звонкости согласный звук в середине слова или перед другим парным согласным звуком, надо изменить слово или подобрать однокоренное (родственное) слово так, чтобы парный согласный звук в корне оказался перед гласным звуком или непарным звонким звуком [н]. Проверочное слово – книжечка.
— Зверь – орфограмма мягкий знак как показатель мягкости согласного в конце слова. Показывает, что стоящий перед ним согласный звук, произносится мягко.
— Капуста– орфограмма безударная гласная, непроверяемая ударением (словарное слово).
— Хвостом — проверяемая безударная гласная в корне слова. Проверочное слово – хвост.
Задание 109.

Прочитайте.
С..сна, тр..ва, дер..во, п..сьмо, пч..ла. J 2. Др..зды, хл..ба, гр..чи, м..ря, гр..бы.
Образец.
- Сосны — сосна.
- Дрозд — дрозды.
Подберите к каждому слову проверочное, изменяя лз форму. Запишите слова по образцу.
Пояснение:
Чтобы правильно написать безударную гласную в корне слова, необходимо подобрать проверочное слово так, чтобы на эту гласную падало ударение.
Ответ:
1.Со́сны – сосна́, тра́вы – трава́,
дере́вья – де́рево, пи́сьма – письмо́, пчёлы – пчела́.
2.Дрозд – дрозды́, хлеб – хлеба́, грач – грачи́,
мо́ре – моря́, гриб – грибы́.
Задание 110.

Прочитайте. По какому признаку имена существительные распределены на две группы?
- Лебеди, голуби, львы, ежи, ерши, кроты.
- Шалаши, острова, сугробы, рассказы, утюги, шкафы.
- Запишите все имена существительные, употребляя их единственном числе.
• Объясните, как проверить, правильно ли обозначен буквой парный по глухости-звонкости согласный звук а конце каждого слова.
Пояснение:
Имя существительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что? Вопрос к существительному может быть «Кто?», если оно одушевленное, или «Что?», если неодушевленное.
Имя существительное в единственном числе обозначает один предмет, во множественном числе – два и более предмета. Имена существительные изменяются по числам, при этом меняется их форма, то есть изменяется окончание.
Чтобы правильно написать парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова или перед другим парным согласным звуком, надо изменить слово или подобрать однокоренное (родственное) слово так, чтобы парный согласный звук в корне оказался перед гласным звуком или непарным звонким звуком [н].
Ответ:
Эти слова разделены на 2 группы по признаку одушевлённости/неодушевлённости. В первую группу включены одушевлённые имена существительные. Во второй группе указаны неодушевлённые имена существительные.
- Лебедь, голубь, лев, ёж, ёрш, крот.
- Шалаш, остров, сугроб, рассказ, утюг, шкаф.
Чтобы правильно написать парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова, надо изменить слово или подобрать однокоренное (родственное) слово так, чтобы парный согласный звук в корне оказался перед гласным звуком или непарным звонким звуком [н]. В этом задании можно проверить с помощью исходных слов.