Задание 42.

Прочитайте потешку.
Вот воришка нажал на задви(ж, ш)ку,
Вот Полкан зарычал на воришку
И немедленно в бу(д, т)ке исче(з, с),
Чтоб воришка в неё не зале(з, с).
В. Орлов
- Спишите, выбирая нужную букву из скобок. Объясните свой выбор.
Пояснение:
Чтобы правильно написать парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова или перед другим парным согласным звуком, надо изменить слово или подобрать однокоренное (родственное) слово так, чтобы парный согласный звук в корне оказался перед гласным звуком или непарным звонким звуком [н].
Ответ:
Вот воришка нажал на задвижку,
Вот Полкан зарычал на воришку
И немедленно в будке исчез,
Чтоб воришка в неё не залез.
В. Орлов
Задвижку- движение (орфограмма — проверяемая парная согласная в корне, необходимо подобрать проверочное слово).
Будке —будок (орфограмма — проверяемая парная согласная в корне, необходимо подобрать проверочное слово).
Исчез —исчезает (орфограмма — проверяемая парная согласная в корне, необходимо подобрать проверочное слово).
Залез — залезает (орфограмма — проверяемая парная согласная в корне, необходимо подобрать проверочное слово).
Задание 43.

Прочитайте. Измените каждое слово так, чтобы в нём парный по глухости-звонкости согласный звук оказался перед согласным звуком.
Сла́док – сладкий, ни́зок — …, кре́пок — …, ло́вок — …, ро́бок — …, мя́гок — …, де́рзок — …, ре́док — …, ме́ток — … .
- Запишите пары слов. Подчеркните в корнях слов орфограммы, написание которых надо проверить.
Пояснение:
Чтобы правильно написать парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова или перед другим парным согласным звуком, надо изменить слово или подобрать однокоренное (родственное) слово так, чтобы парный согласный звук в корне оказался перед гласным звуком или непарным звонким звуком [н].
Ответ:
Сладок — сладкий, низок — низкий, крепок — крепкий, ловок — ловкий, робок — робкий, мягок — мягкий, дерзок — дерзкий, редок — редкий, меток — меткий.
Задание 44.


Прочитайте. Назовите сказки.
- Вот и книжка воротилась, воротилася тетрадь. 2. Приходили к Мухе блошки, приносили ей сапожки, а сапожки не простые – в них застёжки золотые. 3. Тут букашки и козявки выползают из-под лавки.
К. Чуковский
- Выпишите слова с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова и перед другим парным согласным. Подчеркните буквы, обозначающие эти согласные звуки.
- Устно подберите к каждому записанному слову проверочное по образцу.
Образец. Книжка – книжечка.
Пояснение:
Чтобы правильно написать парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова или перед другим парным согласным звуком, надо изменить слово или подобрать однокоренное (родственное) слово так, чтобы парный согласный звук в корне оказался перед гласным звуком или непарным звонким звуком [н].
Ответ:
Книжка, тетрадь, блошки, сапожки, застёжки, букашки, козявки, лавки.
- Книжка — книжечка, тетрадь — тетрадочка, блошки — блошечки, сапожки — сапожок, застёжки — застёжечки, букашки — букашечки, козявки — козявочки, лавки — лавочки.